КУКЛЫ, ИЗОБРАЖАЮЩИЕ ВОИНСКИЕ ДОСПЕХИ
                   






КУКЛА ХАЯМА К51227

КУКЛА ХАЯМА К51227 КУКЛА ХАЯМА 6018

КУКЛА  КАЗАЛИ КАБУТО 16-54
доспехи легендарного самурая
Датэ Масамунэ


КЛАССИЧЕСКИЙ ЯПОНСКИЙ ДОСПЕХ выработался к X веку. Основным его отличием была исключительная декоративность и подвижность. В своих основных чертах он оставался неизменным до XIX века. Все доспехи относились к ламеллярным, т.е. набранным из отдельных пластинок в полосы, которые собирались в детали доспеха. В середине XVI в. после знакомства с европейским защитным вооружением появились новые типы доспехов, состоявшие из цельных металлических деталей - кирас и шлемов, не связанных, а склепанных. Подобные новые доспехи стали именовать гузоку. С XVII в. доспехи упрощались, приобретали все более декоративное значение.

Японская кольчуга отличалась от европейской и восточной способом плетения, а также тем, что всегда нашивалась на основу.

Рога на шлеме указывали на знатность происхождения воина, а также как различного рода плюмажи, служили ориентиром для подчинённых на поле боя.


Доспех состоял из кирасы - до (1). Первые кирасы состояли из двух раздельных частей - нагрудника с боковиной и наспинника, а также боковой части, закрывавшей только правый бок. Доспех такого типа назывался о-ёрои (большой доспех). Позже появились доспехи типа до-мару (вокруг тела), в котором нагрудник и наспинник соединялись на боках, и харимаки, который застегивался на спине. К низу кирасы крепилась юбка из четырех, девяти секций - кусадзури (2). Под юбкой носился передник - хайдате (3). Ноги защищали наколенники - татеаге (4) и наголенники - сунеame (5), а также башмаки - когаке (6). Плечи защищали наплечники - содэ (7). Руки защищали кольчужные с металлическими вставками рукава - котэ (8) с рукавицами - тэкко (9). На голову надевали шлем - кабуто (10) с корпусом - хаси (11). Шлем имел козырек - мабесаси (12), боковые отвороты - фукикаёси (13) и назатыльник - сикоро (14). На шлеме были украшения: рога - вакидате (15) и налобное украшение - маедате (16). Лицо закрывала маска - мэмпо (17), горло - горловое прикрытие - ёдарекаке (18). Шлем крепился на голове шейным ремнем - сипобе-но-о (19).




Японский ламмелярный доспех о-ёрои.

Принцип конструкции ёрои очень прост. Несколько кусков металла или кожи плотно соединяются вместе, образуя гибкую эластичную полосу. Полоса, состоящая из кодзанэ, как назывались эти чешуйки, достигала в длину около 30 см. Длина же ее определялась тем, для какой части доспехов она предназначалась. Полоса покрывалась кожей и тщательно лакировалась для защиты от корозии. Несколько таких полос связывалось вместе толстым шелковым или кожаным шнуром. Эти шнуры, так называемые одоси, т.е. шнуровка доспехов, были разноцветными и создавали покрывавший доспехи узор.

Весь собранный таким образом доспех имел вид коробки. Три стороны коробки - передняя, левая и задняя - были соединены вместе. Сперва надевалась правая часть - вайдатэ, которая плотно привязывалась под мышкой и через левое плечо. Большие тяжелые наплечники, содэ, крепились к наплечным ремням при помощи шнурков или ремешков, а чтобы они не болтались и не задирались, оставляя руки открытыми, они сзади крепились к агэмаки - детали в виде креста, сплетенной из толстых шнуров. Агэмаки, обычно красного цвета, подвешивали к кольцу в верхней части наспинника.

Прочие части доспеха можно рассмотреть на примере кон ито одоси ёрои, или «панциря с синей шнуровкой», который хранится в святилище Оямадзуми на острове Омисима во Внутреннем море. Эти доспехи, одни из старейших из дошедших до наших дней, были тщательно восстановлены во всем своем великолепии. То, что кажется нагрудником, на самом деле цурубасири - пластина, облегчающая скольжение тетивы лука при выстреле. Как и все гладкие поверхности доспехов, она покрыта слоем крашеной кожи, которая обычно укра-шалась изысканным орнаментом. Перед цурубасири укреплены две подвески для защиты шнуров, поддерживающих доспехи, которые закреплялись на продолговатых пуговицах. Над правой стороной груди находится сэндан но ита - подобие миниатюрного наплечника. Слева - кюби но ита, неподвижно закрепленная железная пластина, покрытая кожей.

В то время самураи носили бронированный рукав, котэ, только на левой руке, чтобы правая оставалась свободной для натягивания тетивы лука. Бронированный рукав выглядел как обычный матерчатый мешок, с внешней стороны усиленный железными пластинами, который привязывался под мышкой. Под броню самураи надевали ёрои хитатарэ - украшенный вышивкой и помпонами халат. Большие мешковатые штаны заправлялись в поножи, а широкие рукава затягивались шнурками у запястий. Для удобства левый рукав не заправлялся в котэ, а выпускался наружу и затыкался за пояс. Поножи представляли собой просто три согнутых железных пластины, которые привязывались к ноге. Ботинки из медвежьей шкуры и кожаные перчатки для стрельбы из лука завершали вооружение самурая ниже шеи.

На свитках изображены типичные тяжелые шлемы, которые носили с ёрои. Сам шлем состоял из нескольких железных пластин, скрепленных большими коническими заклепками, головки которых выступали над поверхностью шлема. На макушке было большое отверстие, именуемое тэхэн. Для нас, возможно, шлем с отверстием представляется чем-то непривычным, однако оно, вероятнее всего, использовалось, чтобы пропускать через него пук волос: волосы служили подкладкой. Впоследствии, когда появились шлемы с подкладкой, от отверстия отказались. Большой изогнутый назатыльник (сикоро) собирался из кодзанэ, как и другие части доспехов. Обратите внимание, что края сикоро выгибаются вверх и наружу для защиты лица. Эти выступы - фукигаёси - покрывались тисненой кожей, как и козырек шлема. Наконец, шлем был украшен небольшой агэмаки, прикрепленной к его тыльной стороне.

Шлемы некоторых воинов, изображенных в этой книге, имели забрало в виде железных пластин, прикрепленных к лобной части и закрывающих щеки. Эта деталь лучше всего представлена на изображении свирепого буси в «Хэйкэ моногатари», который несет отрубленную голову.

Судя по сохранившимся изображениям, описанное здесь одеяние самурая не было униформой. Некоторые различия в одежде, по-видимому, были связаны с рангом воина. Принципиальное различие существовало между конным воином и пехотинцем. Последний носил не коробчатый ёрои, а более простые доспехи, облегающие тело, так называемые домару.




Японское клинковое оружие

Первые японские мечи имели клинки, привезенные из Китая, - прямые обоюдоострые. Мечи этого типа назывались КЭН (1). Позже мечи стали делать прямыми с односторонней заточкой и с X в. появились классические японские мечи с легкой кривизной и односторонней заточкой выгнутой кромки. Меч носился подвешенным к поясу горизонтально лезвием вниз. Эти мечи - ТАТИ (2) были боевыми, придворными и церемониальными. Длина полосы клинка от 70 до 90 см, общая длина от 100 до 120 см. В бою за поясом носили кинжал (вернее нож) ТЭНТО (7) с маленькой гардой и клинком длиной около 30 см. С XV в. с гражданской одеждой стали носить пару мечей. Этот набор назывался дайсё и включал в себя длинный меч катана (3) с полосой клинка длиной более 60 см и короткий меч вакидзаси (4) с полосой клинка длиной около 45 см. Мечи дайсё носили заткнутыми за пояс лезвиями вверх. В ножнах вакидзаси всегда имелось два подсобных инструмента: ножик - кодзука (5) и игла - когай (6). У катаны первоначально также были эти вкладные инструменты, но от них быстро отказались, и напоминанием о них остались отверстия в гарде, которые имелись у всех мечей.

НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ:
ГЛАВНАЯ -> О ЯПОНИИ  º ССЫЛКИ º КОНТАКТЫ º ПРОЕЗД º О КУКЛАХ º ФОТО КУКОЛ ->
-> кои хикиаге º ичимацу & оуги º другие куклы º воинские доспехи -> фото º самурай º экипировка воина